Дмитрий Степанов

Дмитрий Степанов: Уже к 2030 году отрасль гражданского судостроения РФ ждет ускоренное технологическое развитие

Динамика судостроения в РФ призывает выступить с оптимистичным прогнозом про сияющие перспективы отрасли. Само географическое положение России, выход на моря и развитая речная система просто обязывает её быть одной из крупнейших судостроительных держав. Текущая геополитическая ситуация и даже глобальное потепление делают крайне актуальным развитие Северного Морского Пути (СМП) и собственного флота. Правительство и госкорпорации реализуют масштабные инвестиционные программы. Но, разберёмся в деталях.
(Морские вести России 2024 г.)
Рост в 2023-24 гг. впечатляющий. А вот мировая статистика:
РФ, хоть и вошла в ТОП-10 мирового судостроения, её доля составляет всего 0,27%. Скромный показатель, при том, что доля РФ в мировом ВВП - 2,4%.

Мировое кораблестроение находится на подъёме последние три десятилетия.
Лидеры отрасли - страны АТР (Китай, Ю. Корея, Япония). Но это по тоннажу. А какие же технологии являются ключевыми?
Выделяются следующие тенденции:

  • Внедрение более экологичных технологий, связанное с ужесточением экологических норм со стороны Международной морской организации (ИМО).

  • Цифровая трансформация. Активно развиваются "умные" IT-решения для оптимизации работы судов и всей логистической цепочки, что снижает операционные расходы на 10-20%.

  • Новые принципы проектирования на базе IT-технологий. Моделируются различные варианты энергетических установок, формы корпуса, внутренней планировки и т.д.

  • Применение аддитивных технологий, сокращающих сроки и снижающих стоимость постройки судов.

  • Использование новейших композитных материалов и легких металлов, обладающих высокой прочностью и устойчивостью к коррозии, что позволяет снизить массу судов, повысить их грузоподъемность и безопасность плавания.

В части применения технологий список лидеров меняется. С заметным отрывом лидируют Норвегия и Финляндия, далее следует Южная Корея и Япония, Германия и Италия. Увы, все эти государства включены РФ в список недружественных и сотрудничество с ними в сейчас проблематично.

Российские «рекорды» 2023-2024 гг, достигнуты в основном за счёт малотоннажных судов. Из судов по-настоящему крупнотоннажных в 2023 г. в строй вошли лишь 2 – однотипные танкеры типа Aframax дедвейтом по 114 тыс. тонн

Российский флот остро нуждается в новейших технология для плавания в сложной ледовой обстановке и транспортировке СПГ. Кроме того, в российском кораблестроении существует давняя проблема производства современных судовых двигателей, и она до сих пор не решена. До 2022 года проблемы снимались сотрудничеством с верфями Южной Кореи. Однако, с 2022 г. международное сотрудничество в этой сфере было переориентировано на Китай и Индию. К сожалению, эти страны не обладают целым рядом важнейших технологий. Кроме того, следует отметить катастрофическую нехватку кадров (которая в 2024 году оценивалась в 13% и достигла 28 тыс. специалистов), более высокую себестоимость работ, в сравнении с заказом в Ю. Корее и проблемы с поставками ряда комплектующих после введения антироссийских санкций.

Согласно национальному проекту «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», уровень технологической независимости РФ в судостроении к 2030 году должен достичь 58%. Сама эта цифра наглядно показывает, что обойтись без международного сотрудничества даже в долгосрочной перспективе РФ не может. Кроме того, без внедрения современных технологий отрасль просто будет экономически неэффективна.

Как страна догоняющей модернизации, Россия в состоянии обеспечить более высокие темпы внедрения технологий, но только при взаимодействии с лидерами. Известно, что опора исключительно на собственные силы здесь может привести только к отставанию. Но выход есть. Ю. Корея и Япония менее идеологизированные и значительно прагматичнее, чем их западные партнёры. Кроме того, именно эти страны остро заинтересованы в реализации российских проектов СМП, «Сахалин-1,2», поставках СПГ, то есть проектов, напрямую связанных с развитием российского торгового флота. При снижении геополитической напряжённости, которая весьма прогнозируема ближайшие 5 лет, это страны будут готовы наладить взаимовыгодное сотрудничество с РФ, что придаст новый импульс отрасли.

ВЫВОДЫ:

1.Текущая политическая, экономическая и даже климатическая ситуация чрезвычайно способствует развитию российского судостроения и формирует широкий спрос на суда разных типов, как в ближней, так и долгосрочной перспективе (до 2050 года).

2.Правительство и госкорпорации РФ реализуют масштабные и долгосрочные инвестиционные проекты в судостроении, что создаёт прекрасные перспективы отрасли.

3.В ближайшие годы предстоит решить проблему острейшей нехватки квалифицированных кадров, что предполагает реализацию масштабных программ по подготовке и обучению специалистов для отрасли.

4.РФ имеет шансы на ускоренное технологическое развитие отрасли при сотрудничестве с технологическими лидерами стран АТР. Такое партнёрство обоюдовыгодно и вполне может прогнозироваться уже в среднесрочной перспективе (до 2030 года).