Александр Горбунов - эксперт–методолог:

К лету 2027 года закон о социальных рисках будем принят с участием ветеранов СВО

Прогноз от 06.11.2025
ПОНИМАЕТСЯ, что под «временно без денег, но богатыми в долгосрочной перспективе» имеются в виду не олигархи, а конкретные граждане с активами, но без текущей ликвидности. Среди них — значительная доля ветеранов СВО: у них есть жильё, накопления, ИИС или ОФЗ, но доход прерван из–за демобилизации, травмы, переквалификации или поиска новой социальной роли. Их активы формально превышают 1,31 млн руб. в год (4 × ПМ в месяц), но ликвидные средства и текущий доход не покрывают 1,18 млн руб. — минимальное потребление полной семьи (2 взрослых + 1,6 ребёнка).

БЕЗУСЛОВНО, такие ветераны не считаются малоимущими, но испытывают острую ликвидную уязвимость, особенно в 2026 году — при (вероятном) падении фондового рынка на 25% и (ожидаемых) ставках по ОФЗ 20%+. Продажа активов в таких условиях означает фиксацию убытков, поэтому они «сидят на мели», сокращая потребление и подрывая внутренний спрос.

СЧИТАЕТСЯ, что именно эта группа — ключевой объект новой социальной политики. Известно, что закон «О Национальной системе раннего предупреждения о социальных рисках» (НСРПСР) нацелен на выявление таких семей через индекс ликвидной уязвимости (ИЛУ), рассчитываемый на основе административных данных (ФНС, Росреестр, брокеры, ПФР).

ОСОЗНАЁТСЯ, что ветераны СВО могут стать не только получателями, но и адвокатами этой системы. Их опыт позволяет объяснить обществу: поддержка — это не «льгота для обеспеченных», а стабилизация якоря среднего класса.
ЕСТЕСТВЕННО, их участие в пилотах СЭБ придаст инициативе легитимность и опережающий характер.

ОДНАКО РАССМАТРИВАЕТСЯ и риск сословного конфликта: традиционные получатели помощи (бедные семьи) могут воспринять меру как «раздачу денег тем, у кого и так всё есть».

ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ, что этот конфликт можно смягчить, если позиционировать ИЛУ как макропруденциальный инструмент, аналогичный стресс–тестам для банков, а не как социальную льготу.

ДЕЛАЕТСЯ ПОНЯТНЫМ, что без включения ветеранов и подобных им групп эффективность фискальных мер падает в 3–4 раза — об этом свидетельствуют HANK-модели Kaplan и Violante. Бесспорно, точность таргетирования важнее масштаба.
ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ, что реализация пройдёт в три этапа:

  1. Методологический — утверждение расчёта ИЛУ до конца 2026 года;
  2. Пилотный — запуск в 5 регионах с участием СЭБ и ветеранских сообществ в 2026 году;
  3. Федеральный — принятие закона Госдумой и Советом Федерации к лету 2027 года.

БЕЗ ВСЯКОГО СОМНЕНИЯ, успех зависит от способности экспертного сообщества СЭБ и ЭБиПК представить ветеранов СВО не как «просителей помощи», а как носителей опережающего опыта социальной устойчивости.

Таблица 1. Ветеран СВО как типичный носитель ликвидной уязвимости

ПОКАЗАТЕЛЬ

ЗНАЧЕНИЕ

Активы (жильё, ОФЗ, накопления)

≥1,5 млн руб.

Текущий доход

0 – 600 тыс. руб./год

Ликвидные средства

<200 тыс. руб.

ИЛУ

0,05–0,20


Таблица 2. Этапы внедрения

ЭТАП

СРОК

КЛЮЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Методика ИЛУ

IV кв. 2026

Утверждение Правительством

Пилот с СЭБ

II–IV кв. 2026

Вовлечение ветеранских сообществ

Федеральный закон

I–II кв. 2027

Принятие парламентом


Таблица 3. Роль ветеранов СВО

ФУНКЦИЯ

ВКЛАД

Легитимация

«Это не льгота — это стабильность»

Тестирование

Обратная связь по цифровым профилям

Мониторинг

Оценка скорости реакции системы


Таблица 4. Риски

РИСК

ПОСЛЕДСТВИЕ

Сословный конфликт

Блокирование в комитетах

Подмена цели

Сведение к «расширенной адресности»


Таблица 5. Ключевые показатели НСРПСР

ПОКАЗАТЕЛЬ

ЦЕЛЬ К 2027 Г.

Доля семей с ИЛУ > 0,05

<8%

Время реакции

≤60 дней

Доля автоматизированных решений

≥70%


БЕЗ СОМНЕНИЙ, при активной позиции ветеранов СВО как социальных инженеров и опоре на методологии СЭБ, закон будет принят в срок — и станет основой новой доктрины: социальная устойчивость через точность, а не через всеобщность.