ПОНИМАЕТСЯ, что под «временно без денег, но богатыми в долгосрочной перспективе» имеются в виду не олигархи, а
конкретные граждане с активами, но без текущей ликвидности. Среди них — значительная доля
ветеранов СВО: у них есть жильё, накопления, ИИС или ОФЗ, но доход прерван из–за демобилизации, травмы, переквалификации или поиска новой социальной роли. Их активы формально превышают 1,31 млн руб. в год (4 × ПМ в месяц), но
ликвидные средства и текущий доход не покрывают 1,18 млн руб. — минимальное потребление полной семьи (2 взрослых + 1,6 ребёнка).
БЕЗУСЛОВНО, такие ветераны
не считаются малоимущими, но испытывают
острую ликвидную уязвимость, особенно в 2026 году — при (вероятном) падении фондового рынка на 25% и (ожидаемых) ставках по ОФЗ 20%+. Продажа активов в таких условиях означает фиксацию убытков, поэтому они «сидят на мели», сокращая потребление и подрывая внутренний спрос.
СЧИТАЕТСЯ, что именно эта группа —
ключевой объект новой социальной политики. Известно, что закон «О Национальной системе раннего предупреждения о социальных рисках» (
НСРПСР) нацелен на выявление таких семей через
индекс ликвидной уязвимости (ИЛУ), рассчитываемый на основе административных данных (ФНС, Росреестр, брокеры, ПФР).
ОСОЗНАЁТСЯ, что ветераны СВО могут стать
не только получателями, но и адвокатами этой системы. Их опыт позволяет объяснить обществу: поддержка —
это не «льгота для обеспеченных», а
стабилизация якоря среднего класса.
ЕСТЕСТВЕННО, их участие в пилотах СЭБ придаст инициативе легитимность и опережающий характер.
ОДНАКО РАССМАТРИВАЕТСЯ и
риск сословного конфликта: традиционные получатели помощи (бедные семьи) могут воспринять меру как «раздачу денег тем, у кого и так всё есть».
ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ, что этот конфликт можно смягчить, если позиционировать ИЛУ как
макропруденциальный инструмент, аналогичный стресс–тестам для банков, а не как социальную льготу.
ДЕЛАЕТСЯ ПОНЯТНЫМ, что без включения ветеранов и подобных им групп эффективность фискальных мер падает в 3–4 раза — об этом свидетельствуют HANK-модели Kaplan и Violante. Бесспорно, точность таргетирования важнее масштаба.
ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ, что реализация пройдёт в три этапа:
- Методологический — утверждение расчёта ИЛУ до конца 2026 года;
- Пилотный — запуск в 5 регионах с участием СЭБ и ветеранских сообществ в 2026 году;
- Федеральный — принятие закона Госдумой и Советом Федерации к лету 2027 года.
БЕЗ ВСЯКОГО СОМНЕНИЯ, успех зависит от способности экспертного сообщества СЭБ и ЭБиПК представить ветеранов СВО не как «просителей помощи», а как
носителей опережающего опыта социальной устойчивости.
Таблица 1. Ветеран СВО как типичный носитель ликвидной уязвимостиПОКАЗАТЕЛЬ | ЗНАЧЕНИЕ |
Активы (жильё, ОФЗ, накопления) | ≥1,5 млн руб. |
Текущий доход | 0 – 600 тыс. руб./год |
Ликвидные средства | <200 тыс. руб. |
ИЛУ | 0,05–0,20 |
Таблица 2. Этапы внедренияЭТАП | СРОК | КЛЮЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ |
Методика ИЛУ | IV кв. 2026 | Утверждение Правительством |
Пилот с СЭБ | II–IV кв. 2026 | Вовлечение ветеранских сообществ |
Федеральный закон | I–II кв. 2027 | Принятие парламентом |
Таблица 3. Роль ветеранов СВОФУНКЦИЯ | ВКЛАД |
Легитимация | «Это не льгота — это стабильность» |
Тестирование | Обратная связь по цифровым профилям |
Мониторинг | Оценка скорости реакции системы |
Таблица 4. РискиРИСК | ПОСЛЕДСТВИЕ |
Сословный конфликт | Блокирование в комитетах |
Подмена цели | Сведение к «расширенной адресности» |
Таблица 5. Ключевые показатели НСРПСРПОКАЗАТЕЛЬ | ЦЕЛЬ К 2027 Г. |
Доля семей с ИЛУ > 0,05 | <8% |
Время реакции | ≤60 дней |
Доля автоматизированных решений | ≥70% |
БЕЗ СОМНЕНИЙ, при активной позиции ветеранов СВО как социальных инженеров и опоре на методологии СЭБ, закон будет принят в срок — и станет основой новой доктрины:
социальная устойчивость через точность, а не через всеобщность.