Алексей Новиков - экономист-аналитик: К 2030 году произойдет эволюция SEO-технологий и профессий под влиянием искусственного интеллекта

Прогноз от 18.11.2025
В 20-х годах XXI века технологии поисковой оптимизации претерпевают фундаментальную трансформацию. Кроме того, в настоящее время, спрос на рынках этих технологий переживает своего рода «бум».

Трансформация технологий поисковой оптимизации обусловлена интеграцией в повседневную жизнь нейросетей и искусственного интеллекта (далее – ИИ).
Новые технологии поисковой оптимизации обеспечивают эффективный поиск web-порталов, сайтов, иных интернет-ресурсов, в том числе, поиск товаров на тех маркетплейсах, которые ориентированы на работу с ИИ.

Основными направлениями поисковой оптимизации для ИИ и нейросетей в настоящее время являются:

  • Поисковая оптимизация под генеративные нейросети (GEO — Generative Engine Optimization);
  • Поисковая оптимизация под ответы искусственного интеллекта (AEO — Answer Engine Optimization).

Актуальным в настоящее время становится явление вытеснения классической поисковой оптимизации (далее SEO-оптимизация) в узкоспециализированные нишевые направления, например, поиск по специализированным каталогам медицинского оборудования.
В ближайшем будущем ожидаем полное вытеснение классической SEO-оптимизации из интернет-пространства.

Как указывалось выше, уже сегодня рынок инструментов SEO-оптимизации, который основан на ИИ, так и ориентированный на работу с ИИ, демонстрирует взрывной рост.

По оценкам аналитического портала researchandmarkets.com, глобальный рынок AI-инструментов для SEO вырос с 16,73 млрд. долларов в 2024 году до 19,35 млрд. долларов в 2025 году.

По прогнозам этого аналитического портала, при среднегодовом темпе роста (Compound Annual Growth Rate, далее - CAGR) около 15%, глобальный рынок AI-инструментов для SEO достигнет 38,61 млрд. долларов к 2030 году.

В настоящее время среднегодовые темпы роста AI-инструментов для SEO оптимизации превосходят среднегодовые темпы роста рынка поисковых систем, основанных на искусственном интеллекте. Объем этого рынка в 2025 году оценивается в 18,5 млрд. долларов. Ожидается, что он будет расти в период с 2025г. по 2035 г со среднегодовым темпом роста (CAGR) в 13 - 14%.

Сегмент Generative Engine Optimization (далее - GEO) — это новое направление в цифровом маркетинге, он ориентирован на оптимизацию контента для генеративных систем искусственного интеллекта, таких как ChatGPT, Gemini или Google AI Overviews, Perplexity и т.д.

Рынок GEO, по оценке аналитического портала researchandmarkets.com, в 2025 году оценивается в 848 млн. долларов. В 2024 году этот рынок (рынок GEO-услуг) составил около 886 млн. долларов.

К 2031 году прогнозная стоимостная оценка рынка GEO-услуг составляет 7,32 млрд. долларов, при условии сохранения темпов роста, достигнутых в 2024г. (CAGR) - 34%.
Представляется вполне реальным, что прогнозный объем этого рынка достигнет 33,68 млрд. долларов к 2034 году. На рынке ожидается достижение феноменального темпа роста (CAGR) - 50,5%.

Ключевыми драйверами трансформации являются:

1) Взрывное увеличение поисковых запросов, сделанных через системы искусственного интеллекта. В настоящее время AI-платформы генерируют всего 0,15% глобального интернет – трафика. Однако трафик, сгенерированный при помощи ИИ, вырос в семь раз с 2024 года.

Безусловно, классическая поисковая система Google по-прежнему генерирует в 345 раз больше трафика, чем ChatGPT, Gemini и Perplexity и другие вместе взятые аналогичные поисковые системы. Однако динамика меняется стремительно: AI-трафик вырос на 527% за первые 5 месяцев 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года (с 17 076 до 107 100 сессий);

2) Феномен Zero-click поиска. В настоящее время, более 65% поисковых запросов в Google завершаются без единого перехода. Это стало возможным в результате использования встроенных в поисковую машину специальных блоков (AI Overviews и Featured snippets).

Эти блоки представляют собой сводную обработанную искусственным интеллектом информацию, выделяемую поисковой машиной в результате поисковой выдачи на позиции «0», т.е., выше всех органических ссылок.

Кликабельность классической SEO-выдачи упала с 7,3% до 2,6% в первую очередь из-за того, что нейро-ответы встроены прямо «в выдаче».

Аналитики прогнозируют снижение традиционного органического поискового трафика на 25-30% в 2026 году по сравнению с 2024г.

Ожидается, что AI-опосредованный поиск информации за тот же период вырастет на 70-100%.

Однако, в настоящее время, менее 19% пользователей кликают на цитаты в AI Overviews. Этот показатель будет повышаться, так как согласно опросам, около 70% людей использовали ChatGPT хотя бы один раз на работе, и более 83% — дома, в ознакомительных или развлекательных целях.

Россия и рынок Рунета

Из-за доминирования поисковой системы Яндекс, в России рынок GEO-услуг имеет свои особенности, поскольку Яндекс контролирует около 60-65% рынка поисковых систем.
Анализ трафика более чем на 250 сайтах Рунета при помощи инструмента «Яндекс Метрика» свидетельствует о том, что более 80% анализируемых сайтов уже получают трафик из нейросетей.
Однако, объем этого трафика пока еще невелик: информационный ресурс с 300 000 переходов получает около 50-300 визитов из нейросетей.
Тем не менее, тенденция очевидна: доля AI трафика в России будет расти вместе с трафиком по всему остальному миру.

Трансформация профессий, связанных с интернет – маркетингом и эволюция профессиональных компетенций в России и в мире к 2030 году.

По экспертной оценки аналитического агентства seomator.com, в 2025 году более 86 % SEO-специалистов в развитых странах Европы, в США, в Китае и в Японии уже интегрировали искусственный интеллект в свою стратегию продвижения интернет-ресурсов.

Растущая мировая конкуренция в обозримом будущем (ориентировочно до 2030 г.) сформирует новые требования к компетенции российских интернет-маркетологов:

А) Новые профессии интернет-маркетинга:

  • Промпт-инженер (Prompt engineer). Это инженер, специализирующийся на создании эффективных промптов-запросов для ИИ;
  • Аналитик паттернов цитирования ИИ;
  • Инженер модульных контентных систем;
  • Специалист по GEO/AEO оптимизации;
  • Инженер – тестировщик, специализирующийся на технической экспертизе при работе с большими языковыми моделями (Large Language Model, LLM - тип искусственного интеллекта, обученный работать с текстом: понимать, генерировать, пересказывать, дополнять, переводить и анализировать);
  • Предиктивный аналитик, специализирующийся на машинном обучении. По данным Сбербанка России, мировой рынок предиктивной аналитики вырастет до 44,3 млрд $ к 2030 году.

Б) Эволюция существующих профессий:

Специалист по поисковой оптимизации контента (Content SEO Specialist) эволюционирует в специалиста по оркестрированию AI-контента (AIContentOrchestrator, оркестратор AI-контента – это специалист или программная система, которые координируют работу множества ИИ-агентов.

Конечная цель специалиста по оркестрированию AI-контента - автоматизация полного цикла работы с контентом: от генерации идей, создания и редактирования контента, до публикации и оптимизации контента на разных платформах.

Так же, хотел бы отметить, что в случае внедрения искусственного оркестратора AI-контента, конспирологическая теория о «мертвом интернете», выдвинутая пользователями интернет-сервиса 4chan, а затем перепроверенная и популяризированная журналистами издательства the Atlantic (одного из старейших и наиболее респектабельных журналов США), имеет очень серьёзные шансы перейти из разряда конспирологических в разряд достоверных фактов.

Теория мёртвого интернета — это конспирологическая теория, заключающаяся в том, что в сети интернет-доля живых людей крайне мала. Интернетом управляют боты, при помощи которых IT гиганты манипулируют потребительским и электоральным поведением населения развитых стран. Датой «смерти» интернета принято считать промежуток между 2016 и 2017 годом.

Специалист по бэклингу (Link Builder) - узкоспециализированный SEO-специалист, который занимается построением системы внешних ссылок (бэклинков) на тот или иной сайт или сайты, для повышения его и/или их позиций в поисковых системах. Специалист по бэклингу эволюционирует в профессионала в области цифрового PR, который будет заниматься развитием онлайн-репутации бренда за счет построения отношений с медиа, блогерами и целевыми цифровыми сообществами, и который одновременно будет в состоянии проводить не только мониторинг, но и осуществлять аналитику эффективности своей работы над алгоритмами выдачи запросов через ИИ.

Специалист по технической оптимизации (Technical SEO Analyst), это специалист, который в настоящее время контролирует соответствие интернет-ресурса требованиям поисковых систем и обеспечивает максимальную производительность органического поиска, при достижении высоких позиций. Специалист по технической оптимизации эволюционирует в специалиста, который занимается внедрением и управлением автоматизированных решений для оптимизации SEO/AEO/GEO‑процессов, анализа данных и повышения эффективности как поискового, так и ИИ продвижения.

Классический all-in-one SEO Manager. All-in-one SEO Manager является наиболее распространенной позицией в России.
All-in-one SEO Manager эволюционирует в Директора по органическому росту интернет - ресурса (Head of Organic Growth).
All-in-one SEO Manager это стратег, который отвечает за:
-максимизацию органического трафика;
-не медийный цифровой рост бизнеса через SEO/AEO/GEO оптимизацию;
-контент-маркетинг, инициативы в социальных медиа и новые цифровые платформы.

В) Эволюция KPI интернет-маркетинга к 2030 г.

Традиционные метрики (позиции в выдаче, клики, трафик) уступят место новым показателям: цитирование в AI-ответах, видимость бренда, упоминания в генеративных платформах. Успех к 2030г будет измеряется не позицией в ранжировании поисковиков, а тем, выбрала ли AI система ваш контент для цитирования при генерации ответов или нет. В дополнение хочу отметить, что по данным аналитической платформы, работающей с большими данными - ahrefs.com уже сегодня 80% источников, цитируемых AI-платформами, не появляются при выдаче в Google! Только 12% выдачи совпадают с топ-результатами Google! AI-платформы предпочитают цитировать контент, который на 25,7% свежее, чем контент в традиционной органической выдаче.

Эволюция интернет-маркетинга к 2030 г сформирует как возможности, так и вызовы, к которым должны быть готовы и рядовые пользователи в России, так и специалисты интернет – маркетинга.

Вызовы и возможности

Вызовы:

  • Различия между творением человека и образом, созданным AI-контентом становятся не различимыми;
  • Требования постоянной адаптации к изменениям AI-алгоритмов;
  • Обвальное снижения SEO трафика при доминировании zero-click результатов;
  • Высокая стоимость внедрения передовых AI-инструментов;
  • Конкуренция не только с другими сайтами, но и с собственными функциями поисковиков.

Возможности:

  • Масштабирование маркетинговых инструментов меньшими ресурсами;
  • Предиктивная аналитика для проактивных корректировок рекламных компаний, SEO/AEO/GEO оптимизация;
  • Значительное упрощение персонализации рекламного, поискового и иного контента под каждого конкретного пользователя;
  • Формирование новых каналов трафика через AI-платформы;
  • Резкое увеличение эффективности таргетирования пользовательских предпочтений и намерений при резком снижении стоимости таких операций.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что SEO не умирает, а трансформируется в более сложную дисциплину, требующую понимания как традиционной поисковой оптимизации, так и новых механизмов работы генеративных AI-систем.
Специалисты, которые к 2030 г. освоят GEO, AEO и работу с LLM-платформами, получат значительное конкурентное преимущество на рынке труда с растущими зарплатами и возможностями удаленной работы.