Преподаватели бьют панику:
количество материала, сгенерированного большими языковыми моделями в сданных учащимися работах в университетах США, доходит до 90%, и эта тенденция
не ограничена географически. Не избежали этой участи даже университеты из верхушек рейтингов: недавно выпускник UCLA, университета из топ-20 мировых вузов по версии
Times Higher Education, прямо на вручении диплома продемонстрировал, что
выпускную работу за него написал ИИ. Ситуация беспрецедентная… ли?
В начале нулевых в России доступ в интернет начал становиться массовым, и у педсостава подобную же реакцию вызывало «да сейчас любой реферат можно в интернете скачать за 5 минут, и как я проверю?» Старая модель работы оказалась неэффективной. Рефераты скачивали, и сдавали, не читая. На этот вызов педагогика ответила внедрением презентаций: само понятие «реферат» теперь отдаёт чем-то из пыльного прошлого, и уже даже школьники готовят слайды для выступления перед публикой. Казалось, выход найден. Но вот появились нейросети, способные подготовить «с иголочки» презентацию за секунды. Новое поколение школьников-зумеров генерирует презентации и так же выдаёт, не читая. Новое поколение преподавателей-миллениалов, выросшее из тех самых студентов, которые пользовались технической неподкованностью учителей и думали, что они самые умные, тратя 5 минут на поиск готовых работ в интернете вместо полноценной проработки материала в 2000-2005 годах, сами оказались обведёнными вокруг пальца. Эстафета преодоления вызова передана им. Не ждали?
Однако, если взять более общий план, это явления не столь беспрецедентные. Ускорение доступа к информации происходит с начала времён. Сначала книги существовали в ограниченном количестве экземпляров, и порой, чтобы найти нужную информацию, нужно было путешествовать в другой город. Вряд ли кто-то сейчас задумывается, насколько
книгопечатание ускорило этот процесс, размножив информацию, и сделав её доступной в местной библиотеке, или даже в своей личной, удешевив стоимость книги на порядки. Чуть легче современному человеку представить масштаб ускорения, предоставленного оцифровкой данных, когда всю местную библиотеку стало возможно поместить на один лазерный диск, и изучать, не выходя из дома — этот скачок застало до сих пор ещё ныне живущее поколение X. И никому не приходило в голову упрекать покупателей книг в том, что они приложили недостаточно усилий, чтобы заполучить информацию. Так что ничего нового нет под солнцем. Как видно, человечество не деградировало, но только продолжило развиваться. Так какие же есть пути у современной педагогики для обуздания этого нового чудища?
Один из возможных — введение серьёзных проектов для детей во всё более раннем возрасте. Нечто подобное предсказывал и описывал Иван Ефремов в своих романах об Эре Великого Кольца под термином Подвиги Геракла: каждый выпускник средней школы должен, чтобы быть аттестованным, выполнить 12 общественно-значимых деяний: провести дорогу, засеять лес, и т.д. Конечно, есть несколько нюансов. У Ефремова на это даётся 3 года. Задания можно выполнять в команде, и масштаб у них планетарный. Наконец, описано там куда более отдалённое будущее, но возможно, что сейчас как раз переломная эпоха для подобных заделок на самую дальнюю перспективу, наметки длиннейшего тренда. Каждый технологический прорыв как бы всё явственнее насмехается над традиционной системой образования с её разрывом между теоретией и практикой, показывает её абсурдность. Нужно, чтобы дети видели применимость «ученья за партой» с самого начала. «Подачка» в виде смены формата, презентации вместо реферата — это лишь перемена шила на мыло, тратить драгоценные минуты невозвратимого времени на подгонку картинок к шрифту — недостойное Человека занятие. Человек должен фокусироваться на том, что никто, кроме него, сделать не может — творчестве. Детекторы ИИ — жалкое тявканье умирающего мира. Их разработчики принесли бы больше пользы, потратив, в свою очередь, свой творческий потенциал на что-то более масштабное.
Таким образом,
к 2055 году в школах вполне можно ожидать перевода системы ЗУНов (Знания Умения Навыки) в разрез творческий в самых разных отраслях: робототехника, лабораторные эксперименты, исторические изыскания, социальные преобразования, политическая активность, рационализаторские внедрения, искусство. Задания вроде «разработать робота», «модифицировать бактерию», «организовать благотворительное мероприятие», «принести артефакты из экспедиции и проанализировать» станут базовым минимумом для оценки «три».
Какие же лайфхаки подгонит технологический прогресс будущим поколениям бета и гамма, что заставит попотеть учителей 2055 года? Может быть, школьники начнут спихивать свои проекты на андроидов? Или дальнейшая интеграция абсолютно всех электронных и цифровых устройств в единую сеть перебросит мостик между запросом в ии-боте к созданию компьютерных программ и отпечатке 3D-моделей прототипов за такие же секунды, какие сейчас занимает генерация презентаций? Возможно также и то, что произойдёт прямо противоположное: учащиеся наконец-то перестанут изыскивать способы обмана, и начнут действительно вкладываться в деятельность, поскольку подобные проекты будут глубоко индивидуализированы, и тонко подстроены под интересы каждого отдельного ученика/студента. Ведь, например, у Ефремова важным нюансом был именно подбор Подвигов под склонности «Геракла».
«Али, скажешь, не забавно жить-то? Жить, Иван Иваныч, утешно очень...»
(Максим Горький, «В людях»)