2026-2028 годы станут во многом определяющими для российской экономики.Во-первых, мы вплотную подошли к нулевым темпам роста. Ключевой вопрос – как не допустить рецессии на фоне высокой инфляции, перезапустить экономику и выйти на устойчивые темпы роста выше 3% в год.
Во-вторых, до 2030 года планируется реализовать ряд стратегических инициатив по изменению характера экономического роста, структуры экономики, запуску и развитию ключевых индустрий нового уклада. Собственно уже по итогам 2026-28 годов станет ясно насколько успешно они будут воплощаться.
Предлагаем рассмотреть развитие национальной экономики с позиции компонент совокупного спроса (он равен ВВП): потребительского и инвестиционного спроса, государственных расходов и чистого экспорта. От их динамики зависят экономический рост, инфляция и курс рубля. На составляющие совокупного спроса влияют, прежде всего, две главные макроэкономические политики – денежно-кредитная (ДКП) и фискальная (бюджетно-налоговая).
Для начала рассмотрим текущую ситуацию.
Последствия экономической политики 2023-2025 годовИз анализа макроэкономической политики последних лет выделим ключевое:
Первое. Банк России начал цикл повышения ставки с середины 2023 года на фоне бюджетного импульса, который был необходим для развития ОПК. Такая разнонаправленность ДКП и фискальной политики априори не могла быть эффективна в борьбе с инфляцией. В итоге экономический рост был «убит», а инфляция осталась высокой.
Второе. Повышение ставки происходило в условиях освоения российскими компаниями освобожденных от импорта ниш. Банки повышали даже фиксированные ставки по действующим кредитам. Это ставило отечественные предприятия, прежде всего, перерабатывающих отраслей, на разрыв доходности и ликвидности. В итоге вместо наращивания мощностей им приходилось бороться за выживание, а вместо результативного импортозамещения значительная часть внутреннего рынка была фактически «слита» китайским компаниям.
На этом фоне вплоть до конца 2024 года основным проинфляционным фактором выступал рост корпоративного кредитования. Главным критерием инвестиционных планов бизнеса являются рыночные возможности. В условиях свободных рынков повышать ставку в надежде на сокращение корпоративного кредитования и инвестиционного спроса было, как минимум, непродуктивно.
Третье. Банк России допускал ослабление рубля, отказываясь от активных валютных интервенций на фоне высоких рисков внешних шоков, руководствуясь некими «рыночными принципами». Так, в ноябре-декабре 2024 года рубль в моменте потерял 10% стоимости, преодолев психологическую отметку в 100 руб. за 1 доллар. И хотя в дальнейшем курс вернулся к прежним и более низким значениям, тогда это вызвало существенный и продолжительный рост инфляционных ожиданий.
Четвертое. Со 2 квартала 2024 года пошел на спад бюджетный импульс, а с 2025 года правительство ужесточило фискальную политику, повысив налоги и планово сократив бюджетный дефицит. Возвращаясь к предыдущим пунктам, отметим, что пожалуй более разумным было бы повышение ставки с середины 2024 года, что позволило бы совместить дезинфляционные эффекты двух основных макроэкономических политик. Теперь же, с середины 2025 года, ЦБ начал снижать ставку, тогда как правительство продолжает жесткую бюджетную политику. Опять несогласованность. При этом дальнейшее охлаждение совокупного спроса уже неприемлемо для темпов роста экономики.
Пятое. В 2023-25 годах основным драйвером экономического роста выступала перерабатывающая промышленность. К настоящему времени промышленный рост стремится к нулевой отметке, а внутренние рыночные резервы практически исчерпаны. Для его поддержания теперь критически важно развитие рынков.
В итоге к текущему моменту российская экономика вплотную подошла к риску рецессии на фоне высокой инфляции или стагфляции. 2025 год, вероятно, завершится с ростом в 1,5% (против 4,3% в 2024 году). Однако поквартально в годовом измерении его динамика приближается к критической нулевой отметке: с 5,4% в 1 квартале 2024 года до 0,6% в 3 квартале 2025 года. Продолжается снижение опережающих индикаторов роста, таких как инвестиционная активность.
Денежно-кредитная политика 2026-2028 В ближайшие 3 года ключевая ставка будет снижаться. Согласно крайнему прогнозу ЦБ РФ на 2026-28 годы (от 24.10.2025), среднегодовая ключевая ставка в различных сценариях предполагается в следующих диапазонах:
Сценарий | 2026 | 2027 | 2028 |
Базовый | 13,0 - 15,0 | 7,5 - 8,5 | 7,5 - 8,5 |
"Дезинфляционный" | 11,0 - 13,0 | 7,5 - 8,5 | 7,5 - 8,5 |
"Проинфляционный" | 16,0 - 18,0 | 10,5 - 11,5 | 8,5 - 9,5 |
"Рисковый" | 17,5 - 19,5 | 18,0 - 20,0 | 10,0 – 11,0 |
В 2026 году весьма вероятным видится «проинфляционный» сценарий, так как целевого показателя инфляции в 4-5% достичь вряд ли удастся. Аналитики ведущих банков прогнозируют рост цен в пределах 6% к концу 2026 года. Среднегодовые же темпы будут куда выше. Хотя целевой показатель в 4% к 2027-28 году эксперты оценивают как вполне реалистичный
Герман Греф (аналитики Сбера) ожидает к концу следующего года снижения ключевой ставки до 12%.
Фискальная политика 2026-2028В ближайшие 3 года доходы и расходы федерального бюджета будут номинально расти, а их доля в ВВП – снижаться. При этом бюджетный дефицит будет планово сокращаться (хотя в 2028 году он незначительно вырастет на 0,1% ВВП):
Параметры бюджета | 2026 | 2027 | 2028 |
Доходы, трлн руб. | 40,3 | 42,9 | 45,9 |
% ВВП | 17,1 | 16,8 | 16,6 |
Расходы, трлн руб. | 44,1 | 46,1 | 49,4 |
% ВВП | 18,7 | 18,0 | 17,9 |
Дефицит, трлн руб. | 3,8 | 3,2 | 3,5 |
% ВВП | 1,6 | 1,2 | 1,3 |
Данные параметры фактически означают
ужесточение фискальной политики, что негативно скажется на темпах экономического роста. Об этом, в частности, свидетельствует плановое сокращение бюджетного дефицита – с 1,9% ВВП в 2025 году (факт январь – октябрь) до 1,6% в 2026-ом и 1,2-1,3% в 2027-28 годах.
В России фискальная политика в качестве инструмента макроэкономического регулирования традиционно используется крайне неэффективно. В странах с развитой экономикой дефицит бюджета – важнейший механизм стимулирования роста (а при необходимости – борьбы с инфляцией), который используется по максимуму. Российский же Минфин – это скорее «бухгалтерия».
Более того, наша налоговая система, можно сказать, «структурно туповата» от рождения. Например, в США Дональд Трамп планирует снизить налог на прибыль промышленных предприятий с 21 до 15%. У нас же с 2025 года налог на прибыль повышен с 20 до 25% по принципу «единая гребенка». Хотя отдельные позитивнее моменты имеют место. Так, с текущего года снижены страховые взносы с ФОТ высокотехнологичных компаний, но пока это капля в море на фоне других инициатив правительства в части структурной и промышленной политики.
Таким образом,
в означенной перспективе мы будем наблюдать ужесточение фискальной политики на фоне смягчения ДКП. То есть теперь главным «макроэкономическим тормозом» роста будет выступать правительство, а не ЦБ. Когда же наконец две основные политики в России будут согласованы? Такая перспектива есть!
С 2028 года смягчение бюджетной политики по крайней мере намечено.Экспорт, импорт и курс рубляМинэкономразвития и ЦБ РФ в среднесрочной перспективе прогнозируют экспорт и импорт на стабильном уровне с незначительным ростом с сохранением положительного сальдо торгового и платежного баланса. Вместе с тем
торговые войны и фрагментация глобальной экономики с высокой вероятностью вызовут замедление общемировых темпов роста вплоть до продолжительной рецессии. Это
негативно скажется на физическом объеме потребления и ценах на нефть.Вторичные санкции против торгового флота и финансового сектора вкупе с
ценовыми ограничениями на российскую нефть продолжат оказывать давление на экспорт и экономику РФ. Нет окончательной ясности и в вопросе
вторичных санкций против стран – импортеров российских энергоносителей, хотя пока все разрешается позитивно для нас. Эксперты индустрии сходятся во мнении, что
данные риски вряд ли станут критичными для российского экспорта.Цены на нефтьБольшинство прогнозов цен на нефть марки
Brent на
2026 год находятся в районе
60 долларов за баррель. В 2025 году средняя цена по оценке аналитиков на сентябрь была на уровне 68-72 доллара.
Согласно сентябрьскому прогнозу Минэкономразвития, среднегодовая цена марки
Urals в 2025 году составит 56 долларов за баррель (против 66,6 доллара в 2024 году), в 2026 – 61 доллар, в 2027 – 63 доллара, в 2028– 65 долларов. Бюджет на 2026 год сформирован исходя из параметра 59 долларов за баррель.
В консервативном сценарии Минэк ожидает с
нижение цены в 2026-28 году до 43 долларов. Ряд аналитиков прогнозирует снижение цены российской нефти
в начале 2026 года до 50 долларов. Игорь Сечин (аналитики Роснефти) в среднесрочной перспективе считает приемлемым диапазон в
45-50 долларов.Существует и
критический сценарий. Так, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, полагает, что
в случае развала сделки ОПЕК+ нефтяные котировки в моменте могут обвалиться до 20 долларов за баррель.Курс рубляФундаментальные факторы в рассматриваемом периоде будут оказывать
давление на рубль, способствуя его умеренному ослаблению. Банковские и фондовые аналитики прогнозируют
курс к концу 2026 года в 94-96 рублей за доллар. Вместе с тем российский рубль является одной из самых недооцененных валют в мире.
Геополитические факторы, такие как разрешение украинского кризиса, будут способствовать его
укреплению. Однако при таком сценарии
на российский рынок могут вернуться крупные западные спекулянты, что помимо прочего предполагает повышение волатильности и рисков обвала российской валюты.
ЗаключениеТекущие темпы экономического роста в России уже ниже 1% и продолжают замедляться.
С учетом инерционности и снижения опережающих индикаторов можно предположить, что в 1 полугодии 2026 года российская экономика в моменте все же уйдет в рецессию. Хотя по итогам года она, вероятно, выйдет на положительные темпы в районе 1%.Так, ЦБ РФ прогнозирует рост ВВП России в 2026 году в диапазоне 0,5-1,5%, Минэкономразвития – 1,3%, МВФ – 1%, Всемирный банк – 1,2%. Инфляция остается высокой – порядка 8%, хотя ее темпы снижаются, в том числе благодаря укреплению рубля.
Наиболее релевантные прогнозы к концу 2026 года – в районе 6%. На фоне этой динамики эксперты верят, что к 2027-28 году «главная цель» по инфляции в 4% может быть достигнута. От роста цен будут зависеть сценарии ДКП, динамика снижения ключевой ставки и экономический рост в последующие годы. При этом бюджетная политика вплоть до 2028 года будет оставаться довольно жесткой.
Банк России прогнозирует рост ВВП в 2027-28 годах на уровне 1,5-2,5%. Правительство только к 2030 году ставит цель выйти на устойчивые темпы роста выше 3%. Фундаментальные факторы будут способствовать умеренному ослаблению рубля, устремляя курс к отметке в 95 рублей за доллар к концу 2026 года. При этом такие геополитические факторы, как разрешение украинского кризиса, могут способствовать его укреплению, а некоторые риски внешних шоков, например, более низкие цены на нефть, чем в базовых прогнозах – наоборот, его более существенному ослаблению. Валютные интервенции в этом плане – ключевой стабилизирующий инструмент.
Из позитивного следует отметить:
Первое. Российской экономике удалось довольно безболезненно преодолеть ряд негативных тенденций, наметившихся в последние годы. Например, избежать серьезного кризиса на строительном рынке с переходом на банковский сектор. Эксперты отрасли и банкиры полагают, что в условиях снижения ставки возобновится рост ипотеки и в недвижимость перетечет часть банковских депозитов, что должно взбодрить один из главных локомотивов экономики.
Второе. Стратегические инициативы правительства в части «экономики предложения», «технологического суверенитета» и развития рынков. Об одной такой инициативе – «экономике высоких зарплат» и ее вероятных последствиях можно прочесть в прогнозе «К 2030-2035 году доля зарплат в ВВП России вырастет с 44 до 60%: как это изменит экономику». Другие – разберем в ближайших материалах.