Глобальная конкуренция к 2050 году за космические ресурсы потребует от России развития привлекательного национального законодательства и инфраструктуры для удержания частного бизнеса и статуса ведущей космической державы.
К началу 2-й половины XXI века глобальное законодательство, регулирующее космическую деятельность, включая коммерческую добычу природных ресурсов на астероидах и Луне, должно быть развито и готово к правоприменению.
Сформируются новые юрисдикции, конкурирующие за частные космические компании.
В том числе юрисдикция Российской Федерации, основой которой должно стать формирование конкурентоспособной российской правовой базы, стимулирующей частные инвестиции в космос, и создание специализированных космических технопарков на территории страны.
Это будет ответом на активное законотворчество таких стран, как Люксембург и Лихтенштейн, которые уже сегодня создали привлекательные режимы для ведения космического бизнеса.
С 10-х годов XXI века карликовые страны Европы: Лихтенштейн (конец 2023) и Люксембург (2017) активно начали разрабатывать и внедрять законодательство, регулирующее космическую деятельность, включая вопросы добычи природных ресурсов в космосе.
Карликовые страны являются офшорными территориями и налоговыми гаванями. У таких стран накоплен колоссальный опыт работы с налоговыми резидентами других стран. Они могут предложить бизнесу как налоговые льготы, так и льготы по дивидендам, получаемым от деятельности в Космосе.
Так же элитные группы этих стран в значительно меньшей степени получали выгоды от колонизации Северной и Южной Америки, Азии, а также Африканского континента в XV-VXIII веках, что привело их к значительному экономическому и политическому отставанию от Колониальных империй Европы, которые видоизменившись до сих пор опираются на накопленные дивиденды своего прошлого. Что позволяет предположить, что элиты таких страны захотят по – полной воспользоваться вновь открывающимися колониальными возможностями.
Создание офшорных юрисдикций, заточенных на работу в космосе на дистанции в 50 - 100 лет может привести к оттоку бизнеса ориентированного на космос из других регионов мира (в том числе и из России), что в потенциально может ослабить позиции России как ведущей космической державы.
Процесс будет развиваться на двух основных площадках:
1. На международной арене, где продолжится формирование коалиций (например, вокруг Соглашения Артемиды) и появление независимых офшорных юрисдикций, специализирующихся на космической деятельности.
2. На территории Российской Федерации. Ключевые изменения произойдут в национальном законодательстве, а материковой платформой для реализации проектов станут специализированные технопарки, созданные в соответствии с законами «О промышленной политике» и «Об особых экономических зонах».
Эти технопарки могут быть расположены в отдаленных регионах, где будет развиваться инфраструктуры. Такие технопарки станут центрами притяжения для частных компаний.
Активная фаза преобразований законодательной базы начнется в ближайшие десятилетия и достигнет своей полноты ко 2-й половине XXI века. Именно к этому сроку Россия должна будет завершить формирование комплексной правовой и инфраструктурной экосистемы, чтобы не допустить оттока бизнеса и технологий в другие юрисдикции и сохранить позиции ведущей космической державы.
Для достижения этой цели российским экспертам и законодателям в предстоящие годы необходимо сфокусироваться на следующих ключевых аспектах нового законодательства:
- Защита частной собственности на добытые в космосе ресурсы;
- Создание прозрачных механизмов лицензирования и страхования;
- Стимулирование развития инноваций и защита экономических интересов российских резидентов;
- Внедрение гибкого экологического регулирования, включая взвешенный подход к оценке «космического мусора».
Дополнительным конкурентным преимуществом России может стать концепция развития космических технопарков — территорий, куда будет экономически целесообразно доставлять природные «сырые» космические ресурсы или объекты для последующей переработки, используя льготные налоговые условия особых экономических зон и создавая замкнутые производственные кластеры. Это может оказаться более эффективным, чем прямая добыча ресурсов в космосе.
Далее проводится краткая оценка современного законодательства Лихтенштейна и Люксембурга по вопросам ведения бизнеса в космическом пространстве и даются предложения для российских экспертов в части возможного изменения российского законодательств в будущем:
| Лихтенштейн | Люксембург |
Цель закона | Общее регулирование космической деятельности, включая лицензирование, регистрацию юр. лиц, прав и собственности, а также ответственность и добычу ресурсов в космосе | Предоставление правовой определенности частным компаниям на добычу и владение космическими ресурсами без претензий на суверенитет |
Регулируемые сферы | Коммерческая космическая деятельность, регистрация объектов собственности, страхование, добыча природных ресурсов развитие инноваций | Защита частной собственности на добытые ресурсы, развитие коммерческих инициатив и инвестиций в освоение космоса |
Международное право | Подчинение международным космическим договорам, включая предотвращение и ответственность за загрязнение космоса | Закрепление соответствия «Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» от 1967 года, избегание суверенных прав на небесные тела, но расширение прав на добытые ресурсы |
Подход к правам собственности | Закон регулирует права и обязанности, включая вопросы ответственности и страхования | Закон прямо предоставляет право частным компаниям на ресурсы, стимулируя инвестиции и коммерческую добычу |
Участие в международных инициативах | Активное участие в Соглашении Артемиды (Artemis Accords) — международное соглашение между правительствами стран регулирующее принципы сотрудничества и гражданской деятельности по исследованию и использованию Луны, Марса, комет и астероидов в мирных целях. (Россия не присоединилась к соглашению) и других международных соглашениях. | Нет прямого акцента на международные соглашения. Закон ориентирован на национальное (Люксембургское) законодательство |
Особенности | Закон включает формальные требования по лицензированию и регистрации, а также по устранению космического мусора, а также принципы ESG (Концепция ESG требующая встроить систему управления компанией экологические, социальные и управленческие аспекты) | Закон подчеркивает создание благоприятной среды для бизнеса и инвестиций, обеспечивая правовую стабильность и защиту инвесторов |
Оценка законодательства: законы карликовых стран представляет современную и комплексную правовую базу для широкого спектра космической деятельности с акцентом на укреплении частной собственности и стимулировании коммерческого освоения космоса.
Однако в законы заложены и рычаги давления на бизнес, так например:
- Участие в Соглашении Артемиды предполагает первенство Соединённых Штатов Америки в освоении космоса и её приоритета в получении технологий и ресурсов;
- Требования относительно ESG повестки и работы с космическим мусором так же могут стать инструментами давления на бизнес.
Экспертам в Российской Федерации так же необходимо в ближайшие десятилетия приступить к развитию законодательства, обеспечивающего частную экономическую инициативу в космосе.
Разрабатываемое законодательство должно в первую очередь учитывать:
- Безусловную защиту частной собственности на добытые ресурсы;
- Развитие инноваций;
- Вопросы лицензирования и страхования;
- Защиту экономических интересов резидентов России в космосе;
- Гибкую оценку определения термина «космический мусор», так и его влияние на реальное загрязнение космоса.
В дополнение к вышесказанному территория Российской федерации на ровне с развитым законодательством может стать значительным преимуществом.
Как было указанно в начале статьи на территории Российской Федерации можно уже сегодня создавать технопарки (в соответствии с законом О промышленной политике в Российской Федерации от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ), на территорию которых можно полностью, либо частично управляемо сталкивать либо доставлять природные космические объекты с целью дальнейшей их обработки и добычи природных ресурсов. Такая технология добычи и дальнейшей рекультивации зоны приземления может быть более экономически эффективной чем прямая добыча в космосе.
На территории таких технопарков экономически целесообразно дополнительно вводить условия налогообложения применимые для особых экономических зон (Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ), территорий опережающего развития (Федеральный закон "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-ФЗ).
В дополнение территории таких технопарков экономически целесообразно выстраивать производственные кластеры, которые будут характеризоваться функциональной зависимостью участников кластера от добываемых в космическом пространстве природных ресурсов, а также локализованным полным циклом цепочек создания ценности товаров и услуг (с использованием всех льгот особых экономических зон) на территории одного технопарка.
Вопросы технической и экономической целесообразности добычи природных ресурсов за пределами земли еще предстоит прорабатывать экспертам в будущем, однако
законодательную базу и механизмы поддержки частной космической инициативы необходимо закладывать уже в ближайшие десятилетия.