Евгений Костылев: К 2050 году человечество начнёт поиски нового концепта власти

В контексте тектонических по своим масштабам трансформаций в казавшейся незыблемой архитектуре межгосударственных отношений мало кто обращает внимание на параллельное завершение одного из длинных циклов, в течение столетий определявших сущность и способы организации власти. Речь идёт о состоянии парадигмального полураспада концепта представительской демократии, который являлся и во многом остаётся аксиоматичным стандартом легитимности политического режима любого из государств мира.

Для определения сущности происходящих метаморфоз ретроспективно обратимся к истории возникновения упомянутого концепта и обнаружим, что он не является тем, чем привычно называется. Представительская демократия – это когнитивный конструкт, в основе которого парадигмальный оксюморон, «химера», соединение несоединимого, изменяющее смыслы описываемых явлений.

Дело в том, что институт выборов, народного представительства, на котором выстроена вся содержательная сторона данного концепта, не является признаком демократии, как «власти народа». Например, Аристотель – античный философ, считающийся основоположником научного знания о власти, относил выборы, проводимые в древнегреческих полисах к третьему типу власти избранных или лучших людей. На подобные же понятийные вольности указывал ряд мыслителей Нового времени, такие как Руссо или Монтескье, утверждавших, что выборы не являются лучшим способом достижения подлинного народовластия.

Но в конце XVIII века, во времена Великой французской революции окончательно стало ясно, что монархо-аристократический способ организации власти (предшествующий концепт) полностью дезавуирован. «Власть от бога» (сверху) монарха – помазанника божьего и приближенных к нему аристократов перестала восприниматься в социуме как исчерпывающее обоснование легитимности. А единственной альтернативой была только «власть народа» (снизу).

Тогда проблема построения нового когнитивного конструкта состояла в том, что архаика античной прямой демократии совершенно не подходила для решения задач, стоящих перед государствами Нового времени. Без посредничества специально подготовленной элитной прослойки участие в выработке сложных государственно-управленческих решений всех граждан (даже с учетом всех возможных цензов) было технически неосуществимым.

И тогда родился концепт представительской демократии, когнитивный конструкт, меняющий в массовом сознании смыслы явлений. Под девизом свободы, равенства, братства реальная власть оказалась в руках не народа, а избранных представителей, то есть той же элитной прослойки. Представительская демократия – это власть обладающих мандатом, полученным по итогам выборов, но идеологически и институционально представленная как власть избирателей, то есть народа.

Сейчас такой когнитивный конструкт власти избранных находится в состоянии парадигмального полураспада и вновь актуализирован вопрос о новом стандарте власти, формулирования доминирующего концепта, с которым будут сверять легитимность политических режимов. И, как несложно догадаться, новый конструкт, ещё одна смысловая «химера» уже подготовлена к имплементации в массовое сознание. Речь идёт о концепте делиберативной демократии, основные правила которой еще в 1980-е годы разработали политические философы Юрген Хабермас и Джон Дьюи.

Последователи нового концепта в своих обоснованиях отталкиваются от критики института выборов и народного представительства. Здесь стоит отметить нашумевшие в 1990-е годы книги «Против выборов» Давида Ван Рейбрука и «Принципы представительного правления» Бернарда Манена.

Но то, что апологеты делиберации предлагают взамен на первый взгляд выглядит, по крайней мере, эксцентрично. Процесс принятия сложных многофакторных государственных решений предлагается осуществлять не профессионалами в рамках специально созданных органов власти, а самими гражданами на основе открытого обсуждения в духе «прямой демократии».

При этом, с учётом развития цифровые технологий, внедрения в процесс принятия решений искусственного интеллекта технически процедурная сторона вопроса уже сейчас выглядит вполне осуществимой. Изъян делиберативного концепта ровно тот же, что и у представительской демократии: создаётся лишь видимость всенародного участия во власти. Меняются лишь методы инициации и продвижения интересов элитарных групп, для которых уже не будет необходимости в работе с электоральными циклами, лоббистскими структурами и т.д.

Искусственный интеллект с помощью комплекса, транслируемых в медиапространство, когнитивных воздействий способен в автоматическом режиме генерировать и внедрять в общественное сознание любые смысловые нарративы, необходимые для управления большими массами населения. Как следствие, неважно кто и с помощью каких коммуникативных технологий будет принимать участие в выработке решений. Когнитивное воздействие на сознание отдельно взятого индивида создаст у него иллюзию того, что сгенерированный ИИ образ суждений, алгоритм поступков, является его собственным свободным выбором. И он будет искренне в это верить.

Самой страшной формой рабства является состояние, когда цепи есть и они видны, но они же не воспринимаются как нечто ограничивающее свободу. В этом состоит метафорическая суть концепта делиберативной демократии. И именно он уже в обозримой перспективе до 2050 года станет внедряться в качестве нового аксиоматического стандарта легитимности режима власти, как нечто прогрессивное в набирающей силу цифровой эпохе.

Дата прогноза: 06.06.2025
Евгений Костылев
Политолог, кандидат политических наук
Сфера научных интересов: инстинктивная природа власти; парадигмальный кризис представительской демократии и цифровые технологии управления политическим выбором
Профиль эксперта