Развитие и совершенствование технологий искусственного интеллекта (ИИ), в военной области все шире используемых в составе систем операционного планирования и управления войсками, сбора и анализа разведывательной информации, управления применением вооружения и автоматизированных / роботизированных систем вооружений (боевых систем) и пр., превращает их в принципиально новую стратегическую компоненту военного потенциала ведущих государств мира.
Возрастающий масштаб применения ИИ и автоматизированных систем вооружения в военных конфликтах порождает вопросы доселе не затрагиваемые международным правом в целом и международным гуманитарным правом, касающиеся регулирования их ответственного применения, в частности, таких как, соответствие их использования нормам о запрещении применения неконтролируемых или непредсказуемых видов оружия, создание международной системы контроля за оборотом технологий ИИ применяемых в военных системах летального действия и пр.
Несмотря на номинальное отсутствие в международном гуманитарном праве, конкретных регулирующих норм касающихся непосредственно ИИ и автономных систем оружия, их применение в принципе охватывается положениями отдельных правовых документов относительно регулирования использования принципиально новых видов оружия – к примеру, 36-ой статьей («Новые виды оружия») Дополнительного протокола № 1 от 08 июня 1977 года к Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года, в части обязательств государств «при изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны» определять, «подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещения, содержащиеся в настоящем Протоколе или в каких-либо других нормах международного права», принятая в 1980 году ООН «Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие». Также, к данной проблематике применим принцип универсальности применения норм международного гуманитарного права, отмеченный в Консультативное заключение 1996 года Международного Суда ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения, которым определено, что международное гуманитарное право «охватывает все право вооруженных конфликтов и применяется ко всем формам войны и ко всем видам оружия, как в прошлом, так и в настоящем и в будущем».
Вследствие принципиально нового характера поднимаемых вопросов, с правовой точки зрения, нормативное регулирование разработок и применения технологий ИИ и управляемых ИИ автономных систем вооружения, необходимость нивелирования военных, политических и этических рисков и последствий их применения, а также создание международной системы контроля за их оборотом фактически является новой сферой применения действующего международного права в целом и международного гуманитарного права в частности.
В масштабе международного политического сообщества обсуждение проблем, касающихся правового регулирования применения военных технологий ИИ и автономных систем вооружений, отражает широкую дисперсность взглядов и позиций различных государств / групп государств и международных неправительственных сообществ. Большинство зарубежных государств, занимающих лидирующие позиции в области технологий ИИ и автономных систем вооружений - США, Великобритания, Израиль, Южная Корея, считают, что существующее международное гуманитарное право является достаточным для регулирования в данной области и выступают против превентивного запрета военного применения технологий ИИ и автономных систем вооружений. Европейский Союз в целом и европейские лидеры в сфере технологий ИИ – Германия и Франция в частности, не поддерживая идею введения запрета на разработку военных технологий ИИ и автономных систем вооружений, выступают за необходимость принятия новых регламентирующих норм в рамках международного права. Особую позицию занимает КНР, в отличие от остальных мировых лидеров в сфере ИИ и автономных систем вооружений, категорически не поддерживая какие-либо превентивные ограничения, препятствующие их развитию, но при этом выступая за необходимость разработки новых правовых норм в данной сфере.
Российский подход к выдвигаемым различными группами влияния инициативам по контролю над военными технологиями ИИ и робототехническими системами, в целом исходит из того, что международная система контроля над данной сферой должна ориентироваться на изучение возможностей их наиболее адекватного использования и поддержания над ним должного уровня контроля со стороны человека, объективных сложностей с разграничением гражданских и военных разработок в области ИИ и автономных боевых систем, достаточности действующих норм международного права для регулирования всех аспектов касающихся их использования, а также учетом всех факторов способных повлиять на условия их выполнения применительно к каждому государству-участнику.
На межгосударственном уровне обсуждение политических, военно-технических, правовых, гуманитарных, морально-этических аспектов использования ИИ и автономных систем вооружений в военной сфере, в т.ч. в контуре ООН, ведется с начала второй декады 2000-х годов, к примеру, в рамках «Группы правительственных экспертов (ГПЭ) ООН по летальным автономным системам оружия» (United Nations Group of Governmental Experts (GGE) on Lethal Autonomous Weapons Systems).
При этом на фоне дифференцированности подходов различных государств и преследуемых ими целей, обсуждение ведется в различных форматах, с формированием различных коалиций заинтересованных государств, отсутствие консенсуса в подходах становится причиной срыва практически всех попыток разработки и подписанию международного договора, регулирующего развитие автономных систем вооружений – к примеру, проходившей в декабре 2021 года VI конференции ООН по «Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия» с повесткой дня о разработке и подписанию международного договора, регулирующего развитие автономных систем вооружений, при рассмотрении проекта соответствующей резолюции в Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН по разработке и подписании юридически обязывающего международного договора по регулированию и запрету использования автономных вооружений в начале ноября 2023 года и на состоявшейся 22 декабря 2023 года 78-й сессии Генеральной Ассамблее ООН.
В рамках политики сохранения геополитического доминирования на международной арене, США в последние годы взят курс на нивелирование и фрагментацию международного обсуждения проблематики военного применения ИИ посредством инициирования различных дублирующих форумов в контуре выстраивания подконтрольных форматов и площадок с союзными и лояльными государствами, имеющих своей целью продвижения формируемого США «западного» видения вопросов касающихся контроля за военными технологиями ИИ и ориентированных на на изоляцию Российской Федерации и КНР.
В числе подобных глобальных площадок – созданная в 2018 году Международная группа экспертов по искусственному интеллекту при поддержке государств «Большой семерки» (G7) для изучения глобального воздействия ИИ на людей и экономику, а также управления развитием ИИ, в 2019 году переименованная в «Глобальное партнерство по ИИ» (Global Partnership on Artificial Intelligence, GPAI) и проводимая с 2023 года межгосударственная конференция по ответственному использованию ИИ в военных целях «Responsible AI in the Military Domain Summit» (REAIM) с участием более чем 100 государств (Российская Федерация не приглашается на мероприятие), ежегодно проводимый с 2023 года «Глобальный саммит по безопасности ИИ» (AI Safety Summit). Под сценарий сгенерированный США в контексте оказания военной помощи Украине поставками программных платформ и технологий ИИ, проблематика военного применения ИИ также обсуждалась на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2024 года.
Для легитимизации продвигаемых в формате инициируемых межгосударственных форумов инициатив по регулированию использования военных технологий ИИ и АСВ, США также предпринимают целенаправленные усилия по закреплению за собой пальмы первенства в формировании соответствующей повестки дня и на площадке ООН - в декабре 2023 года США было инициировано рассмотрение Генеральной Ассамблеей ООН проекта резолюции № A/78/L.49 «Использование возможностей безопасных, защищенных и надежных систем искусственного интеллекта для устойчивого развития» (Seizing the opportunities of safe, secure and trustworthy artificial intelligence systems for sustainable development). Предложенный США проект резолюции 21 марта 2024 года был принят Генеральной Ассамблеей ООН за № 78/265, которую Вашингтон ныне преподносит в качестве базиса для выработки и установлении глобальных ограничений в области искусственного интеллекта и важным шагом на пути к созданию глобальной нормативной базы для регулирования ИИ и новых технологий.
США и их союзниками посредством инициирования и проведения подконтрольных международных форумов по проблематике применения военных технологий ИИ и АСВ, проводится политика направленная на размывание и подрыв достигнутых наработок и договоренностей, с формированием вне контура ООН «широкой» подконтрольной коалиции государств, разделяющих видение Вашингтона относительно использования военного ИИ и АСВ, а в перспективе и новых технологий в военной сфере в целом, с целью международной изоляции Российской Федерации и оказания давления на КНР.
В обозримом будущем Вашингтон продолжит целенаправленно трансформировать нарабатываемый таким образом геополитический бэкграунд в негласное право инициировать вопросы определения степени ответственного отношения того или иного государства к военному использованию технологий ИИ, что, как и в сферах ядерной безопасности, контроля над оружием массового уничтожения и пр., в последствии позволит делать далеко идущие выводы о необходимости введения в отношении неугодных государств мер международного контроля и санкционного воздействия.
В целях обеспечения национальных интересов, в условиях обострения геополитического противостояния в мире и наблюдаемого продолжающегося упадка объединяющей роли ООН, для Российской Федерации приоритетное значение приобретает консолидация с государствами-членами ОДКБ, участниками Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС для продвижения на международной арене единой позиции по равноправному и недискриминационному сотрудничеству в сфере правового регулирования использования ИИ в сфере обороны и безопасности, препятствующей продвижению США и их союзниками заведомо дестабилизирующих и дискриминирующих подходов направленных на международную изоляцию государств относимых к числу геополитических противников.