Александр Горбунов - эксперт–методолог: Льготы для семей ветеранов СВО с травмами ограничат 4–8 прожиточными минимумами к 2026 году

Прогноз от 18.10.2025
ОСНОВНОЙ ВЫВОД

ПРИЗНАЁТСЯ, что к лету 2026 года в Российской Федерации может быть введено ограничение совокупной денежной оценки льгот для семей ветеранов СВО с военными травмами в диапазоне 4–8 прожиточных минимумов для трудоспособного гражданина в месяц (с пересчётом на календарный год).

БЕЗУСЛОВНО, новая модель предполагает предоставление семьям права выбора между получением льгот в натуральной форме или в виде фиксированной денежной выплаты.

СЧИТАЕТСЯ, что вероятность успешного внедрения такой системы составляет 60%.

ВВЕДЕНИЕ

ИЗВЕСТНО, что текущая система льгот для ветеранов СВО характеризуется высокой вариативностью, фрагментарностью и сложностью администрирования. ОСОЗНАЁТСЯ, что унификация денежной оценки льгот для ветеранов с военными травмами отвечает принципам бюджетной эффективности и адресности социальной поддержки.

ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ, что установление диапазона в 4–8 прожиточных минимумов создаст баланс между социальными обязательствами государства и устойчивостью фискальной нагрузки. РАССМАТРИВАЕТСЯ, что предоставление права выбора формы получения льгот повысит удовлетворённость получателей и снизит риски имитационного исполнения.

СЦЕНАРИЙ

ВЕРОЯТНОСТЬ

ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Компромиссный

60%

Поэтапное внедрение с сохранением ключевых льгот в натуральной форме

Пессимистичный

20%

Установление минимального значения (4 ПМ) и ограничение права выбора

Оптимистичный

20%

Полная реализация модели с выплатой до 8 ПМ и широким выбором форм


АРГУМЕНТАЦИЯ

1. ДИАПАЗОН ДЕНЕЖНОЙ ОЦЕНКИ ЛЬГОТ

БЕЗУСЛОВНО, фиксированный диапазон в 4–8 прожиточных минимумов соответствует принципу дифференцированной, но предсказуемой поддержки.

— Минимальный уровень: признаётся, что 4 прожиточных минимума обеспечат базовый уровень социальной защиты, достаточный для покрытия критически важных потребностей.
— Максимальный уровень: считается, что 8 прожиточных минимумов позволят учесть тяжесть травм, региональные различия в стоимости жизни и длительность реабилитационного периода.

2. ПРАВО ВЫБОРА ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЛЬГОТ

ОСОЗНАЁТСЯ, что предоставление права выбора является ключевым элементом легитимности реформы.

— Натуральная форма: известно, что сохранит доступ к специализированным медицинским, реабилитационным и образовательным услугам, особенно важным для детей ветеранов.
— Денежная форма: подразумевается, что даст семьям гибкость в распоряжении средствами в соответствии с их текущими приоритетами — от жилья до частной реабилитации.

3. МЕХАНИЗМ ПЕРЕСЧЁТА И ИНДЕКСАЦИИ

БЕЗ ВСЯКОГО СОМНЕНИЯ, привязка выплат к прожиточному минимуму обеспечит автоматическую индексацию и социальную справедливость.

— Социальная справедливость: признаётся, что ежегодный пересчёт на основе актуального прожиточного минимума гарантирует сохранение реальной покупательной способности поддержки.
— Бюджетная предсказуемость: считается, что прозрачная формула расчёта упростит планирование расходов на федеральном и региональном уровнях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БЕЗ ВСЯКОГО СОМНЕНИЯ, прогноз сбудется, если к лету 2026 года в российском законодательстве будет закреплена возможность ограничения денежной оценки льгот для семей ветеранов СВО с военными травмами диапазоном 4–8 прожиточных минимумов для трудоспособного гражданина с правом выбора формы получения.

ЕСТЕСТВЕННО, внедрение будет сопровождаться переходными периодами, пилотными проектами и пояснительной работой.

БЕЗУСЛОВНО, успех реформы будет зависеть не столько от нормативной формулировки, сколько от качества административной реализации — особенно на муниципальном уровне, где формируется реальный опыт взаимодействия с получателями льгот.