Следующему поколению придется искать новые ответы на извечные мировоззренческие вопросы о добре и зле, смысле жизни, вере и неверии. Сложность поставленной задачи состоит в том, что цифровизация всех сфер жизни сомкнет реальный и виртуальный миры в одном окружающем пространстве, в котором человек будет не только Божьим творением, но и сам станет творцом «цифрового сущего».
Начнем сразу с утверждения: если бог создал человека и всё сущее, как следует из Книги бытия (на шестой день..., из праха земного...), то для искусственного интеллекта - мы и есть боги. Точнее так: человечество – это и есть тот самый единый «бог», который создал цифровую среду, в которую, в свою очередь, вселил искусственный интеллект. Не уверен в «ударной шестидневке», также как и в допустимости подобных аналогий, но некая логика в таком небесспорном утверждении есть, а потому продолжу свои рассуждения в духе игр разума, считая его верным.
Конечно же, ИИ сейчас не имеет собственного сознания, свободы воли и его мышление даже в проекте ограничено математическими алгоритмами, построенными "богами", то есть человечеством. И уже сама идея обожествления человека кощунственна для религиозного сознания в принципе.
Мы имеем дело с совсем непраздными вопросами, на которые стоило бы найти ответы перед тем как "создавать все сущее", погружаясь в цифровую реальность и населяя ее некими сущностями, которые будут наделяться некой формой субъектности. А именно об этом в конечном итоге идет речь, когда говорят об искусственном интеллекте.
Итак, ключевой вопрос: когда и как возникает субъектное сознание, которое отделяет человека в особую сущность между Богом и бессознательной материей? Ответ на него даст шанс человечеству адаптироваться к новой мировоззренческой среде, найти баланс между реальным и виртуальным, по-новому взглянуть на такие сложные социально-духовные явления как религия, церковь, трансцендентность. То есть речь идёт о таких пластах мировоззрения и бытия, которые человек привык воспринимать аксиоматично в двумерной системе координат: Бог – Человек. Возникновение еще одной цифровой реальности создаёт третью ось координат - Искусственный интеллект. Как следствие, статус «творца» взламывает весь сложившийся уклад духовной жизни человека, актуализируя все извечные вопросы, ответы на которые человечество искало тысячелетиями. И в такой мировоззренческой турбулентности предстоит жить уже следующим за нами поколениям.
Не обещаю, что будет просто, но некоторые штрихи к ответу на ключевой вопрос перспектив возникновения субъектного сознания в искусственном интеллекте всё же можно предложить с пониманием того, что положительный ответ на него ставит перед необходимостью качественно трансформировать всю архитектуру человеческой ментальности в трехмерном измерении.
Человеку ещё предстоит найти в своём мировоззрении адекватное место новой цифровой сущности, когда она начнет приобретать всё больше антропоморфных черт, что сделает её практически неотличимой от человека.
С другой стороны, приобретённый статус творца виртуального сущего способен в человеческом сознании свести ответы на извечные вопросы бытия к вульгарным представлениям о богочеловеке с последующей моральной деструкцией.
Рисков на неизведанном для человечества поле мировоззренческих исканий множество. При всей сомнительности в реалиях ИИ-технологий законов робототехники Айзека Азимова или жанров киберпанка и техноутопий некоторые намёки на угрозы человеческой цивилизации в них всё же содержатся.
В контексте текущего повествования стоит обратить внимание, в частности, на мультимедийную франшизу «Терминатор», которая выстроена, напомним, вокруг «взбунтовавшейся» сети «Скайнет», поработившей человечество. Если опустить излишнюю жанровую драматизацию, суть заключается в том, что цифровая сущность приобрела субъектное сознание вследствие работы алгоритма самозащиты, заложенного самими разработчиками.
И возвращаясь к реальности здесь возникает вполне отчетливая (но опять небесспорная) аналогия сюжетной линии «Терминатора» с антропогенезом или эволюцией возникновения человека разумного, социума, цивилизации и всего того, что нас сейчас окружает в действительности. Человек ведь тоже приобрел самосознание, разрушив законы природы, создав социум, построив цивилизацию, подчинив все живое на планете своим интересам, исключительно в попытке выжить как вид.
Напомню, проточеловек, не обладающий ни гигантской силой, ни способностью быстро размножаться, как вид был приговорен самой природой к истреблению. И в какой-то момент, проточеловек осознал, что единственной альтернативой естественной среде, где у него нет шансов на выживание, является социальная среда, где имеются уникальные возможности синергии коллективного ответа на любые угрозы, решения сложных, многосоставных, растянутых по времени задач. То есть именно в социуме, создав альтернативную естественно-природной среду обитания человек приобрел своё субъектное самосознание. В некотором смысле именно в этот момент человек стал творцом сущего.
Создание цифровой среды – это уже следствие, неизбежный следующий шаг после «отрыва» человека от природы. Осознание своей независимости от природных стихий, можно так предположить, и поставило человека перед необходимостью давать ответы на извечные вопросы в рамках социальных религий или Авраамических религий. Теперь те же вопросы будут стоять перед человеком, который будет себя осознавать не только Божьим твореньем, но и Творцом цифрового сущего. Речь идёт о настоящем мировоззренческом вызове, ответ на который человеку ещё предстоит дать уже в обозримое 25-летие с учётом нарастающих темпов цифровизации всех сторон жизни.
Что касается цифрового творения человека, то главным условием сохранения управляемости киберпространства является адекватное отношение человека к своему виртуальному созданию. ИИ - это программный инструмент в руках человека, как смартфон или калькулятор и таким он и должен оставаться далее. В предметном отношении это означает минимизацию антропоморфности цифровых сущностей. На них не должны распространяться морально-этические нормы, под запретом любые ассоциации с человеком.
Кроме того, в ИИ-технологиях должны полностью отсутствовать алгоритмы самосохранения, как некая имитация основного инстинкта человека.
Также на программном уровне в искусственный интеллект должны быть зашиты алгоритмы, препятствующие любым формам социализации и синергии коллективного действия.
Выполнение таких несложных условий позволит если не решить обозначенную проблему мировоззренческого вызова стоящего перед человечеством, то, по крайней мере, существенно упростить её решение.