Евгений Костылев: К 2050 году развитие искусственного интеллекта сподвигнет человечество к новым мировоззренческим формам в парадигме Бог – Человек – ИИ

Следующему поколению придется искать новые ответы на извечные мировоззренческие вопросы о добре и зле, смысле жизни, вере и неверии. Сложность поставленной задачи состоит в том, что цифровизация всех сфер жизни сомкнет реальный и виртуальный миры в одном окружающем пространстве, в котором человек будет не только Божьим творением, но и сам станет творцом «цифрового сущего».

Начнем сразу с утверждения: если бог создал человека и всё сущее, как следует из Книги бытия (на шестой день..., из праха земного...), то для искусственного интеллекта - мы и есть боги. Точнее так: человечество – это и есть тот самый единый «бог», который создал цифровую среду, в которую, в свою очередь, вселил искусственный интеллект. Не уверен в «ударной шестидневке», также как и в допустимости подобных аналогий, но некая логика в таком небесспорном утверждении есть, а потому продолжу свои рассуждения в духе игр разума, считая его верным.

Конечно же, ИИ сейчас не имеет собственного сознания, свободы воли и его мышление даже в проекте ограничено математическими алгоритмами, построенными "богами", то есть человечеством. И уже сама идея обожествления человека кощунственна для религиозного сознания в принципе.

Мы имеем дело с совсем непраздными вопросами, на которые стоило бы найти ответы перед тем как "создавать все сущее", погружаясь в цифровую реальность и населяя ее некими сущностями, которые будут наделяться некой формой субъектности. А именно об этом в конечном итоге идет речь, когда говорят об искусственном интеллекте.

Итак, ключевой вопрос: когда и как возникает субъектное сознание, которое отделяет человека в особую сущность между Богом и бессознательной материей? Ответ на него даст шанс человечеству адаптироваться к новой мировоззренческой среде, найти баланс между реальным и виртуальным, по-новому взглянуть на такие сложные социально-духовные явления как религия, церковь, трансцендентность. То есть речь идёт о таких пластах мировоззрения и бытия, которые человек привык воспринимать аксиоматично в двумерной системе координат: Бог – Человек. Возникновение еще одной цифровой реальности создаёт третью ось координат - Искусственный интеллект. Как следствие, статус «творца» взламывает весь сложившийся уклад духовной жизни человека, актуализируя все извечные вопросы, ответы на которые человечество искало тысячелетиями. И в такой мировоззренческой турбулентности предстоит жить уже следующим за нами поколениям.

Не обещаю, что будет просто, но некоторые штрихи к ответу на ключевой вопрос перспектив возникновения субъектного сознания в искусственном интеллекте всё же можно предложить с пониманием того, что положительный ответ на него ставит перед необходимостью качественно трансформировать всю архитектуру человеческой ментальности в трехмерном измерении.

Человеку ещё предстоит найти в своём мировоззрении адекватное место новой цифровой сущности, когда она начнет приобретать всё больше антропоморфных черт, что сделает её практически неотличимой от человека.

С другой стороны, приобретённый статус творца виртуального сущего способен в человеческом сознании свести ответы на извечные вопросы бытия к вульгарным представлениям о богочеловеке с последующей моральной деструкцией.

Рисков на неизведанном для человечества поле мировоззренческих исканий множество. При всей сомнительности в реалиях ИИ-технологий законов робототехники Айзека Азимова или жанров киберпанка и техноутопий некоторые намёки на угрозы человеческой цивилизации в них всё же содержатся.

В контексте текущего повествования стоит обратить внимание, в частности, на мультимедийную франшизу «Терминатор», которая выстроена, напомним, вокруг «взбунтовавшейся» сети «Скайнет», поработившей человечество. Если опустить излишнюю жанровую драматизацию, суть заключается в том, что цифровая сущность приобрела субъектное сознание вследствие работы алгоритма самозащиты, заложенного самими разработчиками.

И возвращаясь к реальности здесь возникает вполне отчетливая (но опять небесспорная) аналогия сюжетной линии «Терминатора» с антропогенезом или эволюцией возникновения человека разумного, социума, цивилизации и всего того, что нас сейчас окружает в действительности. Человек ведь тоже приобрел самосознание, разрушив законы природы, создав социум, построив цивилизацию, подчинив все живое на планете своим интересам, исключительно в попытке выжить как вид.

Напомню, проточеловек, не обладающий ни гигантской силой, ни способностью быстро размножаться, как вид был приговорен самой природой к истреблению. И в какой-то момент, проточеловек осознал, что единственной альтернативой естественной среде, где у него нет шансов на выживание, является социальная среда, где имеются уникальные возможности синергии коллективного ответа на любые угрозы, решения сложных, многосоставных, растянутых по времени задач. То есть именно в социуме, создав альтернативную естественно-природной среду обитания человек приобрел своё субъектное самосознание. В некотором смысле именно в этот момент человек стал творцом сущего.

Создание цифровой среды – это уже следствие, неизбежный следующий шаг после «отрыва» человека от природы. Осознание своей независимости от природных стихий, можно так предположить, и поставило человека перед необходимостью давать ответы на извечные вопросы в рамках социальных религий или Авраамических религий. Теперь те же вопросы будут стоять перед человеком, который будет себя осознавать не только Божьим твореньем, но и Творцом цифрового сущего. Речь идёт о настоящем мировоззренческом вызове, ответ на который человеку ещё предстоит дать уже в обозримое 25-летие с учётом нарастающих темпов цифровизации всех сторон жизни.

Что касается цифрового творения человека, то главным условием сохранения управляемости киберпространства является адекватное отношение человека к своему виртуальному созданию. ИИ - это программный инструмент в руках человека, как смартфон или калькулятор и таким он и должен оставаться далее. В предметном отношении это означает минимизацию антропоморфности цифровых сущностей. На них не должны распространяться морально-этические нормы, под запретом любые ассоциации с человеком.

Кроме того, в ИИ-технологиях должны полностью отсутствовать алгоритмы самосохранения, как некая имитация основного инстинкта человека.
Также на программном уровне в искусственный интеллект должны быть зашиты алгоритмы, препятствующие любым формам социализации и синергии коллективного действия.
Выполнение таких несложных условий позволит если не решить обозначенную проблему мировоззренческого вызова стоящего перед человечеством, то, по крайней мере, существенно упростить её решение.

Евгений Костылев
Политолог, кандидат политических наук
Сфера научных интересов: инстинктивная природа власти; парадигмальный кризис представительской демократии и цифровые технологии управления политическим выбором
Профиль эксперта