В настоящее время политический ландшафт Бразилии заметно меняется в пользу евангелистов: они являются единственной религиозной группой, чётко координируемой на национальном уровне, образуя Евангелический парламентский фронт (Frente Parlamentar Evangélica) — блок в Конгрессе, который занимает 187 из 513 мест в Палате депутатов и 30 из 81 места в Сенате. Евангелический парламентский фронт постоянно наращивает свой потенциал и проводит собственных кандидатов, отстаивая консервативные ценности внутри страны и демонстрируя склонность к США и Израилю в международных делах.
С другой стороны, католики, хотя и остаются культурным большинством, теряют институциональную согласованность. Историческое формирование бразильского государства и отделение религии от политической власти в первые десятилетия после обретения независимости повлияли на умеренное и разнообразное участие католицизма в бразильской политике, как правило, несколько отстранённое от повседневной политической жизни. Идеологические разногласия внутри бразильской католической церкви, демонстрируемые Национальной конференцией епископов Бразилии (CNBB), также играют уравновешивающую роль в её поведении. Существует значительный левый сегмент, основанный на теологии освобождения, и другой, более консервативный, представленный Харизматическим католическим обновлением и другими традиционалистскими группами.
В этом смысле стремительные сдвиги в религиозном ландшафте Бразилии могут прямо и косвенно влиять как на внутреннюю, так и на внешнюю политику. Рост численности евангелистов и снижение влияния католиков могут привести к различным культурным конфигурациям и политическим сценариям. Мы выделили три основных возможных исхода:
Сценарий 1. Плюралистическая демократия
Ни одна из конфессий не доминирует. Государство придерживается светской, инклюзивной модели. Внешняя политика Бразилии остаётся умеренно нейтральной (с кратковременным изменением фокуса и предпочтений в партнёрстве без изменения основной динамики), с традиционным акцентом на права человека, культурную дипломатию и многосторонность в рамках ООН и БРИКС.
Сценарий 2. Моралистический популизм
Евангелисты завоёвывают культурную и политическую гегемонию благодаря своей превосходной политической координации и ярко выраженному дискурсу по ключевым культурным вопросам (таким как политика идентичности, восхваление предпринимательства и более радикальный тон в отношении проблем безопасности Бразилии). Дипломатия неизбежно приобретает идеологический оттенок: укрепление связей с США и Израилем, осторожность в отношениях с Китаем из-за сильных антикоммунистических настроений и усиление предвзятого отношения к странам с мусульманским большинством. Внутри БРИКС усиливаются ценностные трения.
Сценарий 3. Культурный суверенитет
Возникает синтез, основанный на местных духовных традициях: католицизм «тупиниким» (умеренная и синкретическая бразильская версия католицизма) и афро-бразильские религии. Формируется постколониальная национальная идентичность с акцентом на культурную дипломатию. Бразилия заявляет о себе как о цивилизационном акторе Глобального Юга, выступая за многополярность и альтернативные глобальные ценности.
Заключение:
Хотя полное доминирование какой-либо одной группы остаётся маловероятным, евангелисты — единственный блок, демонстрирующий как демографический рост, так и политическую координацию. Эта тенденция делает их решающей силой в изменении внутриполитической динамики и внешней позиции Бразилии, включая её роль в БРИКС, где они могут выступить либо в качестве стабилизирующего фактора, если очевидные экономические преимущества интересов БРИКС возобладают над моралью и предрасположенностью к США и Израилю, либо в качестве источника идеологических трений.
Дата прогноза: 17.06.2025