Только за последние полвека объём летнего льда в Арктике уменьшился более чем на 40%, и со временем данный процесс лишь ускоряется. Такими темпами
к середине 21-го века Северный океан может быть почти полностью свободен ото льда в летние месяцы. Морской транспорт сможет доставлять грузы через северный полюс напрямую по воде. Регион становится всё более доступным для навигации, добычи ресурсов и военной активности.
Ледовитый океан – это:
- Географически кратчайший путь из Америки в Евразию, а также из Европы в Азию. Пока его нельзя назвать самым быстрым или выгодным, но таяние ледников в ближайшее время может сделать его таковым.
- Более короткий маршрут между Европой и Азией (вдоль северного побережья России) по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал или обход Африки.
- Важный плацдарм для ядерного сдерживания и обороны. Арктика находится между Россией и странами НАТО, что усиливает военно-стратегическое значение региона.
- Влияние на глобальные климатические решения.
- Нефть и газ. По разным оценкам, в Арктике может находиться до 13% неразведанных запасов нефти и 30% газа планеты.
- Иные природные ресурсы.
Данные факторы указывают на неминуемый
рост значимости Арктического региона для экономического развития планеты, а также на повышение конкуренции между государствами за влияние в нем. И участниками гонки конкурентов станут отнюдь не только северные державы. Китай не останется в стороне: не так давно Поднебесная заявила о себе как о «почти арктической державе» и активно начала инвестировать в регион.
В наши дни уже можно отметить рост интереса Арктических государств (России, США, Канады, Норвегии и Дании) к региону. Так, все они претендуют на расширение своих континентальных шельфов по Конвенции ООН по морскому праву.
К 2050 году, когда Северный торговый путь станет гораздо выгоднее и доступнее (возможно займет место основного логистического направления между Америкой и Евразией, а также между Европой и Азией), геополитическая конкуренция в регионе неизбежно усилится.
России важно не только сохранить достигнутое, но и существенно нарастить усилия, чтобы к середине 21 века занять лидирующие позиции в Арктике. Москва сегодня активно развивает инфраструктуру – строит и модернизирует северные порты, расширяет и обновляет ледокольный флот, реализует масштабные проекты по добыче полезных ископаемых. Но чтобы уверенно обойти конкурентов, нужно наращивать темпы и в других направлениях, например, развивать инфраструктуру в населенных пунктах на севере страны, а также привлекать к совместным проектам в Арктике союзников страны на международной арене по мере их возможностей.