Озабоченность Бразилии вопросами национальной обороны и геополитики Амазонии имеет историческое происхождение — ещё со времён формирования территории и стратегического контроля над устьями бассейна Амазонки в колониальные времена.
Однако эта обеспокоенность приобрела новую актуальность с 1980-х годов, когда на волне глобальной либерализации и (кратковременной) американской гегемонии стали циркулировать теории «заговора» (возможно, не столь уж беспочвенные) о якобы имеющихся планах Запада превратить лес в интернационализированную территорию под управлением консорциума держав.
Логика этой риторики проста: страны Амазонии, особенно Бразилия, неспособны защитить биом и продолжают уничтожать его с помощью примитивных методов добычи — аргумент, который, как ни странно, всегда игнорирует существование Французской Гвианы. Таким образом, сохранить это «наследие человечества» должна избранная группа «просвещённых» и «технически способных» государств.
Эти утверждения основаны на растущей научной тревоге по поводу неустойчивости глобальной экономической модели и риска экологического коллапса, на что уже указывалось в докладах Римского клуба. В мире, где ресурсов становится всё меньше, борьба за критически важные регионы планеты становится неизбежной, а Глобальный Юг с его огромными природными запасами оказывается уязвимым для внешнего давления и вмешательства.
Недавно в докладах Научной группы по Амазонке (SPA) за 2021 и 2024 годы прозвучало предупреждение о том, что при сохранении нынешних темпов развития Амазонка может достичь точки экологического коллапса около 2050 года, что потребует «срочной» международной мобилизации. Финансируемые европейскими и североамериканскими институтами, эти группы укрепляют режим знаний, формирующий глобальный нарратив о необходимости «защиты» лесов — даже в ущерб национальному суверенитету.
Обоснованны или нет опасения по поводу интернационализации Амазонии — они вполне реальны. Этот процесс уже идёт, тихо и непрерывно, с растущим давлением, как дискурсивным, так и практическим, на контроль Бразилии над регионом.
Внешние действия многогранны: НПО с внешними экологическими и социальными целями играют активную роль в разработке государственной политики и в диалоге с традиционным населением, иногда выступая в качестве параллельного государства. К ним добавляются международные компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых, и «серая зона» исследователей — между законными этнографами и изощрёнными биопиратами, — которые напрямую взаимодействуют с уязвимыми сообществами. Таким образом, лес предстает как пространство споров, прикрытых нарративами о защите.
ВНУТРЕННИЕ СЛАБОСТИ
Амазония исторически представляет собой постоянный вызов территориальной консолидации бразильского государства. Начиная с проектов национальной интеграции времён Империи и до наших дней, регион рассматривается как стратегически важный, но по-прежнему характеризуется фактическим и структурным отсутствием государства.
Этот вакуум власти порождает спорное пространство, в котором действуют многочисленные акторы — государственные, полугосударственные и негосударственные. Сосуществование законности и незаконности вызывает изменчивые договорённости, разовые союзы и локальные конфликты, которые не поддаются простой бинарной классификации. Чтобы проиллюстрировать эту сложность, ниже приведена упрощённая схема отношений власти и альянсов между основными игроками: