Tulio Cezar De Oliveira Bunder: К 2050 году тропические леса амазонки станут большой сценой международного противостояния

Озабоченность Бразилии вопросами национальной обороны и геополитики Амазонии имеет историческое происхождение — ещё со времён формирования территории и стратегического контроля над устьями бассейна Амазонки в колониальные времена.

Однако эта обеспокоенность приобрела новую актуальность с 1980-х годов, когда на волне глобальной либерализации и (кратковременной) американской гегемонии стали циркулировать теории «заговора» (возможно, не столь уж беспочвенные) о якобы имеющихся планах Запада превратить лес в интернационализированную территорию под управлением консорциума держав.

Логика этой риторики проста: страны Амазонии, особенно Бразилия, неспособны защитить биом и продолжают уничтожать его с помощью примитивных методов добычи — аргумент, который, как ни странно, всегда игнорирует существование Французской Гвианы. Таким образом, сохранить это «наследие человечества» должна избранная группа «просвещённых» и «технически способных» государств.

Эти утверждения основаны на растущей научной тревоге по поводу неустойчивости глобальной экономической модели и риска экологического коллапса, на что уже указывалось в докладах Римского клуба. В мире, где ресурсов становится всё меньше, борьба за критически важные регионы планеты становится неизбежной, а Глобальный Юг с его огромными природными запасами оказывается уязвимым для внешнего давления и вмешательства.

Недавно в докладах Научной группы по Амазонке (SPA) за 2021 и 2024 годы прозвучало предупреждение о том, что при сохранении нынешних темпов развития Амазонка может достичь точки экологического коллапса около 2050 года, что потребует «срочной» международной мобилизации. Финансируемые европейскими и североамериканскими институтами, эти группы укрепляют режим знаний, формирующий глобальный нарратив о необходимости «защиты» лесов — даже в ущерб национальному суверенитету.

Обоснованны или нет опасения по поводу интернационализации Амазонии — они вполне реальны. Этот процесс уже идёт, тихо и непрерывно, с растущим давлением, как дискурсивным, так и практическим, на контроль Бразилии над регионом.

Внешние действия многогранны: НПО с внешними экологическими и социальными целями играют активную роль в разработке государственной политики и в диалоге с традиционным населением, иногда выступая в качестве параллельного государства. К ним добавляются международные компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых, и «серая зона» исследователей — между законными этнографами и изощрёнными биопиратами, — которые напрямую взаимодействуют с уязвимыми сообществами. Таким образом, лес предстает как пространство споров, прикрытых нарративами о защите.

ВНУТРЕННИЕ СЛАБОСТИ

Амазония исторически представляет собой постоянный вызов территориальной консолидации бразильского государства. Начиная с проектов национальной интеграции времён Империи и до наших дней, регион рассматривается как стратегически важный, но по-прежнему характеризуется фактическим и структурным отсутствием государства.
Этот вакуум власти порождает спорное пространство, в котором действуют многочисленные акторы — государственные, полугосударственные и негосударственные. Сосуществование законности и незаконности вызывает изменчивые договорённости, разовые союзы и локальные конфликты, которые не поддаются простой бинарной классификации. Чтобы проиллюстрировать эту сложность, ниже приведена упрощённая схема отношений власти и альянсов между основными игроками:
В этой сложной обстановке институциональные споры о престиже и местной власти сосуществуют с вооружёнными конфликтами между местными и иностранными негосударственными субъектами. Государственный контроль ограничен и часто носит реактивный характер, что подчёркивает исторические трудности Бразилии в полном охвате региона Амазонки в рамках своего проекта суверенного государства.

Факторы геополитического давления в регионе Геостратегическое значение Амазонии, помимо её ресурсов, заключается в её способности к стратегическому проецированию и интеграции северной части Южной Америки через гидрографический бассейн. Её экваториальное положение также даёт преимущества в космической сфере, идеально подходящей для запуска ракет и спутников. Наконец, близость к северо-востоку Бразилии (например, муниципалитету Алкантара) гарантирует привилегированное положение в Южной Атлантике, служа географическим связующим звеном между Америкой, Африкой и Европой.

РИСКИ И ИСТОЧНИКИ ТРЕНИЙ:

Макроуровень: секьюритизация Амазонии

1.Глобальный экологизм как геополитический инструмент
- Нарративы и давление в пользу транснационального управления лесами

2.Климатический кризис и дефицит ресурсов
- Повышение стратегической ценности Амазонии как глобального актива
- «Экологическая точка невозврата» — легитимизация вмешательства

Региональный уровень: нестабильность и распространение вооружённых конфликтов

1.Французская Гвиана
- Потенциальная база для логистических или военных операций НАТО
- Юридическая защита для «гуманитарных» действий под европейским мандатом

2.Венесуэла
- Нестабильность и риск внешнего вмешательства с последствиями для архитектуры безопасности региона

3.Наркотрафик
- Предлог для миссий «по содействию» в рамках антинаркотического дискурса

Внутренний уровень: негосударственное проникновение в суверенитет

1.НПО и научные учреждения
- Действуют параллельно с государственными структурами
- Сбор конфиденциальных генетических и экологических данных без официального контроля

2.Иностранные компании
- Косвенный контроль над производственными цепочками и стратегическими зонами
- Экономическое давление на местные органы власти
Tulio Cezar De Oliveira Bunder
Эксперт в области геополитики
Аспирант Политехнического университета Петра Великого
Профиль эксперта