К 2030 году Россия станет ведущей страной по интеграции искусственного интеллекта в сферы образования и науки. Традиционная система с зачётами, курсовыми и экзаменами будет коренным образом преобразована. Формальные балльные оценки уступят место акценту на оригинальность, креативность и практическую реализацию знаний учащимися, как в высшем, так и в среднем образовании
Подход к обучению станет дифференцированным, учитывающим уровень увлечённости, когнитивные особенности и интересы каждого ученика, с переходом на гибкие индивидуальные образовательные планы. Будет внедрена двухсекторная система образования: один сектор — обучение с учителем для развития социальных качеств (интуиции, эмпатии, воображения), другой — обучение с ИИ для освоения фундаментальных и точных наук, что будет способствовать развитию рациональности, логичности и системного мышления.
Ключевым качеством, оцениваемым на ЕГЭ, станет критическое мышление, способность работать с информацией и базовые интеллектуальные способности, а не глубина теоретических знаний. Использование ИИ позволит оптимизировать ресурсы образовательной системы, сохраняя высокое качество обучения. Уже со средней школы будет целенаправленно формироваться комплекс soft skills (коммуникация, командная работа, управление проектами) и hard skills (аналитическое мышление, программирование, работа с данными) для скорейшей интеграции выпускников в трудовые отношения.
Прогнозируется создание единой федеральной цифровой образовательной платформы с AI-ассистентами, которые будут адаптировать контент под потребности каждого ученика, выявлять пробелы в знаниях и предлагать персональные траектории развития. В высшей школе ожидается смещение фокуса на исследовательские проекты под кураторством ИИ, где студенты будут решать реальные задачи науки и промышленности. Это позволит не только готовить кадры для цифровой экономики, но и создавать задел для технологического лидерства России в области искусственного интеллекта и смежных дисциплин.