Владислав Русаков: К 2040 году школы перейдут на микрообучение (2-минутные short video), а элитные ВУЗы на дорогостоящие платные модели
2025-04-24 15:35
К 2040 году в России будет наблюдаться значительный рост эксклюзивности образования и науки. Произойдет упрощение форм человеческого мышления и рост значимости социальной атрибуции в обществе, не связанной с образованностью и эрудицией.
1. Рост эксклюзивности образования и науки • Рост коммерциализации знаний и обострение глобальной конкуренции за мозги: • Элитные школы и вузы окончательно перейдут на дорогостоящие платные модели. • Массовые учебные заведения будут страдать от недофинансирования, что приведёт к упадку образования. • Наука станет «закрытым клубом» для лояльных кадров. Последствия для масс — максимальное упрощение образовательных программ с акцентом на «практические навыки»
2. Упрощение форм мышления • Развитие цифровой аутизации и клипового мышления: - Станет редкостью способность к критическому анализу и длительной концентрации (ИИ-ассистенты заменят самостоятельное мышление) - Школы перейдут на микрообучение (2-минутные short video). - Тесты заменят эссе, мнение — суждения, смысл – нарративы и пост-правда.
3. Триумф социальной атрибуции над компетентностью • «Важно не что ты знаешь, а как выглядишь»: - Карьера будет зависеть не от навыков, а от количества подписчиков, цифрового статуса, сетевых знакомств и умения играть по правилам метамодерна. - Дипломы сильно обесценятся — решающим станет сертификат «лояльности». • Культ социального имиджа: - Учёный проиграет в медийном влиянии блогеру-популисту. - Серьёзные исследования будут тонуть в инфошуме. Останутся немногочисленные анклавы старой школы — это отдельные ведущие вузы (МФТИ, ВШЭ, МГТУ и другие), сохраняющие традиции. Как реакция - возникнет малочисленная контрэлита, которая будет проводником консервативных национальных и (или) классических либеральных ценностей.
К 2040 году Россия может прийти к социальной модели, где: • Знание — привилегия избранных. • Мышление — рудимент. • Успех — это лайки и медийность, а не открытия.